30 мая 2024 г. в Московской духовной академии проходила работа всероссийской научной конференции «История Церкви: факт и мысль».
Конференция «История Церкви: факт и мысль» – главная историческая конференция в Московской духовной академии. Конференция традиционно носит политематический характер. В рамках её работы делятся своими научными достижениями десятки исследователей со всей России и ближнего зарубежья. В этом году в стенах Академии очно и дистанционно с докладами выступило более 120 исследователей.
Темой пленарного заседания стала эпоха Патриарха Московского и Всея Руси Иоакима (Савёлова), восшествию которого на патриарший престол в 2024 г. исполняется 350 лет.
Работа конференции началась с молитвы участников конференции на заупокойной литии по Святейшему Патриарху в Покровском академическом храме. Служение литии возглавил архимандрит Макарий (Веретенников), участник пленарного заседания. В слове перед богослужением отец Макарий отметил значимость личности патриарха Иоакима для русской церковной и отечественной истории.
Пленарное заседание конференции, проходившее в Малом актовом зале Московской духовной академии, началось с оглашения приветствия участникам конференции ректора Академии, епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владыка обратил внимание на роль патриарха Иоакима в создании Московской духовной академии, а также его трезвую политическую позицию во время противостояния царя Петра I и его сестры царевны Софьи. В завершении приветствия владыка ректор благословил участников конференции на научные труды.
Первый доклад пленарного заседания «Начальные этапы жизни и деятельности патриарха Иоакима» сделал доктор церковной истории профессор архимандрит Макарий (Веретенников). В своём сообщении отец Макарий раскрыл события ранней биографии будущего патриарха от его рождения и описания происхождения семьи до периода пребывания на Новгородской кафедре. В докладе даже малейшим деталям было уделено достойное внимание.
Следующим выступил заведующий кафедрой Филологии Московской духовной академии доктор филологических наук профессор Владимир Михайлович Кириллин. Его доклад носил название «Житие патриарха Иоакима» и был посвящён анализу этого редкого, но чрезвычайно интересного памятника русской письменности. Владимир Михайлович показал как в этом произведении оказались совмещены элементы чисто церковного агиографического повествования и светской биографии.
Третье сообщение на тему «Патриарх Иоаким и митрополит Киевский Гедеон (Святополк-Четвертинский)» представил доктор церковной истории профессор Владислав Игоревич Петрушко. Церковная жизнь Малороссии второй половины XVII в. была наполнена особым колоритом, в ней переплетались православие и уния, личные амбиции и бескорыстное служение Церкви, церковная жизнь и большая политика. На примере деятельности первого малороссийского иерарха того времени Владислав Игоревич помог слушателям погрузиться в атмосферу затронутого в докладе периода.
Заведующий кафедрой Церковной истории профессор Алексей Константинович Светозарский посвятил свой доклад московскому храмовому строительству в период патриаршества Иоакима (Савёлова). Докладчик обобщил представления об опыте строительства храмов этого времени, их архитектурных и художественных особенностях.
Завершил пленарное заседание доклад ведущего научного сотрудника Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Нины Викторовны Холодковой на тему «Троице-Сергиев монастырь при патриархе Иоакиме». Обитель преподобного Сергия претерпела значительные изменения в своём облике в период первосвятительского служения патриарха Иоакима. Нина Викторовна рассказала как монастырь богател строениями и какие события были связаны с возведением каждого храма.
После пленарного заседания участникам конференции был предложен обед. Далее работа продолжилась в рамках секционных занятий.
В рамках работы первой секции «Патриарх Иоаким и его эпоха» продолжилось обсуждение круга научно-богословских проблем, связанных с личностью, деятельностью и временем патриарха Иоакима. Секция открылась докладом профессора кафедры Церковной истории М. В. Первушина о службе Ивана Петровича Савёлова (будущего предстоятеля Русской Церкви) в рейтарском полку «нового строя». Благодаря обращению к широкому историческому контексту докладчик дал новую интерпретацию домонашеской жизни будущего патриарха Иоаким: начало жизненного пути первосвятителя было представлено с точки зрения типичной биографии представителя московского дворянства. Докладчик подчеркнул, что уход будущего первоиерарха с воинской службы и поступление в монастырь не были продиктованы пацифистскими соображениями или страхом перед войной, для И. П. Савёлова это стало началом новой войны – духовной войны за право быть с Христом.
Историческому контексту описанных в Никоновской летописи (XVI в.) чудес был посвящен доклад старшего научного сотрудника Институту российской истории Российской академии наук М. В. Моисеева. Исследователь обратил внимание на то, что описания чудес отличаются реалистичностью и конкретикой: они касаются страты городских служилых людей, содержат точные указания персон и географических наименований (т. е. могли быть проверены современниками летописца). В то же время описания чудес органично вплетаются в нарратив летописи.
О перипетиях взаимоотношений патриарха Иоакима со святителем Симеоном, митрополитом Смоленским, сообщила в своем докладе главный хранитель Мемориального музея академика В. Г. Костомарова А. А. Филиппова. Докладчица акцентировала внимание на сложности взаимоотношений между двумя иерархами, а также особо отметила труды митрополита Симеона по утверждению православной веры в только что присоединенных на тот момент к Московскому царству смоленских земель. Примечательно, что святитель старался одновременно сохранить самобытность религиозной культуры Смоленщины.
О просветительской деятельности ещё одного современника патриарха Иоакима – святителя Питирима Тамбовского – сделал доклад аспирант Московской духовной академии иеромонах Тихон (Зубакин). Как известно, святитель Питирим положил много трудов в деле миссионерства, храмостроительства, создании духовных учебных заведений.
Подготовке выделения Воронежской епархии из Рязанской в рамках церковно-административной реформы 1682 г. был посвящен доклад М. В. Авксентьева, аспиранта Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. На основании статистических данных из переписных книг (количество сел, дворов, церквей и клириков в регионе), молодой ученый сделал вывод о критической нехватке священнослужителей накануне учреждения Воронежской кафедры, а также отметил численность населения и возможность обеспечения будущих храмов землей как основные критерии реорганизации епархий при патриархе Иоакиме.
О состоянии Белевского Крестовоздвиженского женского монастыря в период патриаршества Иоакима (Савёлова) сделал доклад организатор экскурсий музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии священник Николай Черепенин. В центре внимания оказались материальные сложности монастыря, которое игуменья преодолевала посредством обращения за помощью к царскому двору, выделявшему из казны деньги и продукты.
Проблему столкновения общественных и государственных интересов в период пандемий раскрыл магистрант Московской духовной академии П. О. Березин. Докладчик обратил особое внимание на феномен «ложных явлений» (святых, Богородицы) и спекуляцию на религиозных чувствах как фактор чумных выступлений в XVII–XVIII вв.
Завершило работу секции сообщение магистранта Московской духовной академии настоятеля Никольского храма в Красной Слободе (г. Тверь) священника И. Березюка об экономической ситуации в Почаевском монастыре в середине XVII в. Магистрант подчеркнул тот факт, что именно завещание А. Т. Гойской земельных угодий будущей лавры создало экономическую базу религиозной независимости православной обители в условиях распространения унии.
Вторая секция конференции «История Церкви: факт и мысль» объединила исследователей истории христианства разных эпох на Востоке и Западе.
Работа секции началась с доклада епископа Ноябрьского Феодосия, викария Салехардской епархии на тему: «Отношение отечественных историков XIX – начала ХХ веков к упразднению автокефалии Грузинской Православной Церкви 1811 года», где владыка отметил, что вопросы, связанные с упразднением грузинской церковной автокефалии и образованием Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви, справедливо относятся к числу наименее изученных вопросов грузинской и русской церковной истории.
Иерей Иоанн Кечкин, кандидат богословия, доцент кафедры Церковной истории Московской духовной академии представил доклад на тему: «Тихоний Африканский: жизненный путь и наследие», где осветил практически неизвестную для отечественной науки личность африканского епископа.
Иерей Василий Равлик, ассистент кафедры Церковной истории Московской духовной академии представил доклад на тему: «Богослужебные реформы свт. Амвросия Медиоланского», в котором изложил историю адаптирования великим отцом и учителем Церкви местного богослужебного чина, который по своей форме стал гораздо более ближе к восточным Литургиям, чем к западным, что сохраняется в медиоланской Литургии до сегодняшнего дня.
Протоиерей Павел Романенко, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии сделал сообщение на тему: «Политические причины гонений на христиан в первом тысячелетии: историко-аналитический обзор», где осветил политическую и религиозную разницу в гонениях на христианскую религию, проанализировав известные процессы римских императоров с опорой на последние научные труды.
А. А. Кутузова, кандидат исторических наук, преподаватель Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН представила доклад на тему: «Церковный раскол в эпоху Великой французской революции кон. XVIII в.: выбор в условиях кардинальных общественных трансформаций». Выступающая проанализировала позицию Католической церкви по наиболее важным аспектам политического и экономического развития общества в период Великой французской революции и непосредственную реакцию на принятие во Франции светской конституции.
К. А. Шеманаев, ассистент кафедры Церковной истории Московской духовной академии представил доклад на тему: «Миссии Общества Иисуса на территории Боливии XVII в.: религиозные и социальные аспекты». По словам докладчика, в конце XVII века на территории современной Боливии члены Общества Иисуса основывали миссионерские центры, проповедуя христианство среди проживающих здесь южноамериканских индейцев с помощью знакомства их с культурными, экономическими и техническими достижениями западной цивилизации того времени.
Иерей Ярослав Геращенко, и. о. проректора по воспитательной работе Оренбургской духовной семинарии, аспирант Московской духовной академии сделал сообщение на тему: «История Православной Церкви в Америке в период правления митрополита Феодосия (Лазора)», в котором подробно осветил формирование епархии Православной Церкви в Америке в 1977–2002 гг.
Иерей Никодим Пашков, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, факультета международных отношений Белорусского Государственного Университета и Д. Т. Фетисов, магистрант Московской духовной академии в своих докладах сосредоточили внимание слушателей на истории Кипрской Православной Церкви.
С. Курдий, магистрант Московской духовной академии, в своём докладе проанализировал историю малоизвестной Турецкой православной церкви, созданной в ХХ в. в угоду политической конъюнктуре.
Е. В. Огнев, магистрант Московской духовной академии, и диакон Никола Желько Масникоса, аспирант Московской духовной академии, сделали посвятили свои доклады эпизодам из истории Балканских Церквей – Болгарской и Сербской соответственно.
Секция III «Советская эпоха в истории Православия» включала в себя доклады, освещавшие события разных периодов истории Православия в ХХ веке. Первые докладчики затронули в своих сообщениях различные аспекты антирелигиозной кампании на территории СССР. Епископ Волжский и Сернурский Феофан рассказал о деятельности Союза воинствующих безбожников на территории Марийского Края, а С. А. Секретарев в своем сообщении рассказал об антицерковной пропаганде в Ижевской епархии в период хрущевских гонений. Два доклада были посвящены особому направлению в церковной истории, активно развивающемуся в настоящее время, — исследованию обновленческого раскола. Диакон Артемий Самсонов в своем докладе дал характеристику возвращению обновленческих архиереев в Православную Церковь после 1943 г., а Д. А. Никифоров познакомил слушателей с Обновленческим расколом в Воронеже в середине 1930-х гг. Иерей Николай Евсеев, охарактеризовал церковно-государственные отношения в Тульской губернии в 1917–1928 гг. Сообщения иерея Александра Палазника и диакона Михаила Жиляка повествовали о роли и функциях Совета по делам Русской Православной Церкви.
Доклады, сделанные остальными участниками, были связаны с событиями и процессами в церковной истории первой половины ХХ века. И. Ю. Бровченко и В. А. Махов представили свой анализ существующих воспоминаний о церковной жизни того времени. А. В. Кононов рассказал о передаче Церкви здания Трапезной церкви во имя прп. Сергия Радонежского и его реставрация в 1950–1970-х гг. В завершении секции, К. Ю. Иванов представил доклад о преследовании советским государством старообрядцев на территории бывшей Томской губернии.
Доклады, прозвучавшие на заседании IV секции, были объединены направлением «Идеи и власть в истории Христианства».
Заседание открыл доклад Преосвященного Аксия, архиепископа Подольского и Люберецкого. Владыка рассказал присутствующим и подключившимся по видеосвязи участникам о формировании в трудах дореволюционных писателей благочестивого образа легендарного русского полководца А.В. Суворова.
Постоянные участники конференции, кандидат богословия и доцент Николо-Угрешской семинарии священник Владимир Алешков и кандидат исторических наук и научный сотрудник Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника А. В. Алешкова порадовали слушателей занимательными сведениями из истории взаимоотношений архимандрита Соловецкой обители Фирса (Шарапова) и царя Петра I (первого русского государя, лично дважды посетившего славную северную обитель). Доклады священника Вячеслава Масина, ассистента кафедры Церковной истории, и П. А. Лукьянова, старшего научного сотрудника Сергиево-Посадского музея-заповедника, были посвящены истории обители прп. Сергия в XVIII в.
Доцент ПСТГУ, кандидат богословия и философских наук Н.Н. Павлюченков в своем выступлении говорил об отношении свящ. Павла Флоренского к революционным событиям и идеям раннесоветского общества. Старший преподаватель Екатеринбургской семинарии иером. Клавдиан (Меньшиков) и старший преподаватель МДА священник Дмитрий Болычев рассказали об отражении в православном богослужении идеи царской власти. Магистрант МДА диакон Максим Шевцов сделал попытку обзора основных этапов существования Российского библейского общества в Российской империи первой четверти XIX в. Аспирант МДА, священник Дмитрий Лавров в своем сообщении проследил основные жизненные вехи прот. Иакова Галахова, публициста и церковного деятеля.
Магистрант МДА А. К. Иногамов на фоне предшествующих выступлений выгодно представил собравшимся свое исследование такого уникального явления, как Переславский собор, и достойно рассказал о его причинах, обстоятельствах и последствиях, используя документы эпохи и житийные тексты. Работа секции завершилось ярким докладом ассистента МДА Д. Е. Бочарникова об отношениях церковной и княжеской власти в Домонгольской Руси и содержания духовенства в этот период, показавшего участникам секции непростую участь православного священнослужителя тех лет.
Работа V секции конференции «Личность в истории Церкви: исследования и интерпретации» была посвящена роли и значении отдельных личностей в истории Русской Православной Церкви в XX веке. Первый доклад митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора был посвящен архиепископу Михею (Хархарову) во время его наместничества в Жировицком монастыре. Второй доклад иерея Алексия Лаушкина, соискателя Санкт-Петербургской духовной академии, затронул тему Орловской и Брянской епархии при епископе Николае (Чуфаровском). Следующее выступление иерея Александра Лебедева, аспиранта МДА, было посвящено взаимодействию святейшего патриарха Сергия (Страгородского) с представителями Совета по делам Русской Православной Церкви.
Иерей Алексий Морозов, преподаватель Ярославской духовной семинарии, рассказал о переводе святителя Тихона (Белавина) с Ярославской кафедры в Вильно. Студент магистратуры, иерей Максим Пчела, в своём выступлении затронул тему жизненного пути до архиерейского служения митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого) (1840–1915). О священномученике Леониде (Антощенке) и его подвиге в годы гонений рассказала студентка Марийского государственного университета Измайлова Анна Александровна. Иеромонах Иоанн (Галумов), благочинный Успенского Второафонского Бештаугорского монастыря, соискатель аспирантуры Санкт-Петербургской духовной академии прочитал доклад о мученическом подвиге священника Никольской казачьей церкви Иоанне Рябухине.
О личности казанского священника Николая Сельского рассказала кандидат исторических наук Сельская Валентина Андреевна. Панферов Максим Сергеевич представил доклад о служении архиепископа Иувеналия (Масловского) в 1917–1922 гг. Заключительное выступление Афанасьева Михаила Васильевича, аспиранта МДА, затронуло тему участия в религиозных диспутах обновленческого митрополита А. И. Введенского.
Работа VI секции «История церковного реформирования и Поместного Собора 1917–1918 гг.» проходила в помещении кафедры Церковной истории. Участники секции обсудили вопросы, связанные с подготовкой и реализацией церковной реформы: работу отделов Поместного Собора 1917–1918 гг., истоки и практику подготовки преобразований в церковной жизни.
В VII секции конференции «История Церкви: Факт и мысль» докладчики представили сообщения, связанные с темой «История церковной дипломатии». Доклад иеродиакона Георгия (Рамазяна) был посвящен особенностям Русско-армянских межконфессиональных отношений в правление Петра I Великого (1672–1725 гг.). Н. И. Шелепова с помощью наглядной презентации ознакомила слушателей с процессами эллинизации на Афоне после 1912 года и их оценкой в греческой и русской духовной мысли. Протоиерей Сергий Звонарёв представил интересные сведения из истории отношений Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви в контексте внешней политики СССР и Ватикана в 1960-х – 1972-х годах.
Подобной проблематике посвятила свой доклад Е. С. Жданова, показав специфику отношений МИД СССР и Совета по делам религиозных культов по проблемам Католической церкви в СССР (1946–1951). А. А. Тихонов привел в своем докладе малоизвестные сведения о деятельности архиепископа Василия (Кривошеина) на посту антипросора Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне в 1944–1945 гг. Г. С. Козарев ознакомил слушателей с ролью и влиянием СССР в даровании автокефалии Польской Православной Церкви. В завершающем докладе Т. В. Кресс-Романова рассказала аудитории о роли митрополита Филарета (Вахромеева), почетного Патриаршего Экзарха Беларуси, в православно-католическом диалоге в Республике Беларусь.
В рамках работы секции VIII «Региональная история в церковных исследованиях» были освящены события из региональной церковной жизни. Работа секции была открыта докладом Владимира Викторовича Трушкова, учителя школы 2101 г. Москвы, поднявшего вопрос об отношении святого Лазаря Муромского к строительству церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Новгороде. Протоиерей Сергий Забелич, старший преподаватель Московской духовной академии, в своем выступлении отразил некоторые события из церковной жизни на основе писем Ивана Карпова.
Иерей Димитрий Киосе, магистрант Московской духовной академии, и священник Александр (Станислав) Морозов, соискатель МДА, посвятили свои доклады истории московских храмов. Церковно-государственные отношения в разных регионах были затронуты в сообщениях иерея Павла Арцабовича и протоиерея Сергия Пташинского, соискателей МДА.
Г. С. Черепенин, магистрант МДА, в своём рассказал об открытии церковно-приходских попечительств в Тульской епархии. О. А. Шабалин, аспирант МДА, свой доклад посвятил истории Православия в Средней Азии вплоть до середины 1940-х годов. Работа секции завершилась выступлением И. С. Рязанова, ассистента МДА, представившего сведения из жизни Московской духовной академии в период ректорства епископа Филарета (Денисенко) в 1964–1966 гг.
IX секция конференции была посвящена вопросам миссии и образования в истории Русской Церкви.
Секцию открыл доклад К. А. Черепенникова, который был посвящен деятельности профессора В. О. Ключевского как научного руководителя и рецензента студенческих работ в период работы в Московской духовной академии. В. В. Александрович рассмотрел биографию Василия Дмитриевича Сарычева преподавателя и инспектора Московской духовной академии. Иерей Сергей Рыбочкин, в своём сообщении рассказал о деятельности ревизоров осуществлявших проверки духовных училищ Казанской епархии в XIX в. – нач. XX в.
Монахиня Сергия (Каламкарова), провела анализ фотоальбома выпускника МДА 1892 года профессора Ивана Дмитриевича Андреева и фотография встречи выпускников этого курса в 1917 году, данные фотографии находятся в фонде Музея христианского искусства (ЦАК) при МДА.
Научным трудам по краеведению представителей церковно-исторической школы Казанской духовной академии был посвящен доклад иерея Димитрия Ларионова. С. В. Панченко, в своем сообщении проанализировал правила поведения для студентов Московской духовной академии в редакции 1884 и 1905 годов.
Диакон Кирилл Курников, рассказал о возрождении деятельности Московских духовных школ в СССР в 40-х годах. Тюрин Ярослав Сергеевич в своём докладе освятил влияние государственно-правового регулирования на сферу духовного образования в России в первой половине XVIII века.
Иеродиакон Пимен (Шеин), познакомил участников конференции с научными трудами по исследованию народов Сибири святителя Иннокентий (Вениаминов). Сон Георгий Александрович в своем докладе рассказал о православной миссии среди корейцев в Российской империи. Священник Александр Пчелкин представил доклад о синтезе этнографии и миссионерства в трудах архиепископа Ярославского и Ростовского Нила (Исаковича).
Работа X секции «История духовного просвещения: катехизация и печать» началась с доклада Преосвященнейшего Мефодия, епископа Альметьевского и Бугульминского на тему: «Основные аспекты деятельности Санкт-Петербургского духовного цензурного Комитета в XIX веке: историографический анализ». Гребенкин Алексей Николаевич, доктор исторических наук, профессор Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации рассказал об итогах исследование развития религиозного образования в русской военной школе в конце XIX – начале XX в. Далее X секция продолжила работу по рассмотрению докладов о деятельности дореволюционной периодической печати. Д. А. Карпук, кандидат богословия, руководитель аспирантуры и доцент Санкт-Петербургской духовной академии выступил с докладом на тему: «Санкт-Петербургский и Московский духовно-цензурные комитеты во второй половине XIX в.: сравнительный анализ структуры и штатов».
Диакон Константин Бабак, аспирант Московской духовной академии, рассказал о полемики «Почаевского листка» и «Католических ответов» в контексте конфессиональной проблематики в западнорусском регионе Российской империи после вступления в силу манифеста «Об укреплении начал веротерпимости».
Баркова Елена Владимировна, магистрант Белгородского государственного университета представила доклад на тему: «”Воронежские губернские ведомости” в формировании круга духовного чтения региона в 1843–1845 гг.». Иерей Александр Почтовый, магистрант Московской духовной академии, познакомил участников конференции с историей возникновения «Донских епархиальных ведомостей», а также первыми итогами деятельности данного периодического издания. О трудах научных, просветительских и общественных изданий Общества любителей духовного просвещения в XIX – нач. XX вв. рассказал диакон Борис Семенов, магистрант Московской духовной академии. Далее иерей Александр Пантюхин, кандидат исторических наук, старший преподаватель Ставропольской духовной семинарии познакомил участников конференции с просветительскими и миссионерскими трудами в жизни священномученика Иоанна Восторгова. Также в ходе работы секции с докладом выступил Булатов Иван Александрович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина на тему: «Будущие православные епископы и новомученики, стоявшие у истоков национально-патриотического воспитания в России». Завершил работу секции священник Александр Быканов, старший преподаватель Тамбовской духовной семинарии, соискатель Московской духовной академии, который рассказал о проблемах кадрового обеспечения церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской епархии в 1884–1894 гг.
Докладчики XI секции под названием «Исследование церковной повседневности в XIX–ХХ вв.» поделились результатами своих исследований в дистанционном режиме. Открыл работу секции Кашеваров А. Н. с докладом «Делегация Православной Церкви по переговорам с советским руководством в 1918–1920 гг.». Проблему православной обрядовости и «социалистической» культуры в жизни колхозов в 1940-1960-х гг. поднял в своем докладе А. В. Апанасенок. М. А. Березин сделал сообщение о восстановлении церковной жизни в Северном Казахстане в годы Великой Отечественной войны. Протоиерей Андрей Сапсай выступил с докладом «Библейские открытки» (личный дневник 1966–1969 гг.) протоиерея Владимира Жохова. Е. Д. Твердюкова рассказала об отношении к православным священникам в Финляндии на рубеже XIX–XX вв. Тему быта и повседневности сельского русского духовенства первой половины XIX века затронул в докладе иерей Серафим Беляев. Иеромонах Антоний (Малинский) осветил проблематику отношений Церкви и государства в революционный период и трагичный период антицерковных репрессий. Иерей Иоанн Борисов в своем докладе раскрыл проблему обеспечения семей духовенства, а также вдов и сирот на примере собственной кассы духовенства Тульской епархии.