Представители Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии и Казанской духовной семинарии обсудили проблемы воспитания в духовных академиях до революции в рамках работы III круглого стола об истории духовного образования
Ставшая уже традиционной встреча представителей духовных образовательных учреждений для обсуждения проблем истории духовных академий прошла 1 декабря 2023 г. в дистанционном формате. В качестве докладчиков выступили преподаватели и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, а также Казанской духовной семинарии. Тема круглого стола «Учи́тели и учительство в духовных академиях до революции» была приурочена к Году педагога и наставника.
В обсуждении принимали участие представители трёх из четырёх дореволюционных академий Русской Церкви. В качестве участников круглого стола присутствовали преподаватели, сотрудники и студенты ряда духовных школ.
Работа круглого стола началась с приветствий руководителей исторических кафедр и сообществ, участвовавших в организации: заведующего кафедрой Церковной истории МДА проф. А. К. Светозарского, руководителя Исторического общества СПбДА доц. Д. А. Карпука и заведующего кафедрой Общей и церковной истории Казанской духовной семинарии прот. Алексия Колчерина.
В рамках основной работы круглого стола прозвучало восемь тематических сообщений.
Первым выступил доктор церковной истории проф. прот. Алексий Колчерин с докладом «Современные исследования по истории Казанской духовной академии». Отец Алексий рассказал историю изучения прошлого Казанской академии, охарактеризовал источниковую базу, на которую опираются исследователи. Особое внимание им было уделено характеристике состояния и доступности архивных материалов. Докладчик подчеркнул живой интерес к прошлому Казанской академии со стороны студентов, которые с удовольствием разбирают отдельные аспекты истории своей alma mater в рамках выпускных квалификационных работ.
В сообщении проф. А. К. Светозарского «Взаимоотношения педагогов и учащихся в духовных учебных заведениях на рубеже XIX–XX веков» содержался анализ факторов из жизни духовно-учебного мира конца Синодального периода, влиявших на качество воспитания и образования. Автор сообщения отметил такую специфическую черту научно-педагогического состава духовных школ рубежа столетий как корпоративная сплочённость, несмотря на существовавшие различия в мировозренческих позициях отдельных её членов.
Выступления доц. Д. А. Карпука «Инспекция и дисциплина в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX–XX вв.» и студента II курса магистратуры МДА С. В. Панченко «Правила поведения в Московской духовной академии в начале ХХ в. и их место в воспитании студентов» были посвящены воспитательному процессу в Санкт-Петербургской и Московской духовных академиях. На примерах из официальных документов и мемуаров выступающие реконструировали распорядок дня студентов, их обязанности, виды поощрений и наказаний. Докладчики отметили противоречивость педагогической системы дореволюционных академий, связанную с отрицательным влиянием бюрократического начала и положительным – со стороны выдающихся деятелей науки.
Свящ. Дмитрий Ларионов, и. о. секретаря Учёного совета Казанской духовной семинарии, старший преподаватель кафедры Общей и церковной истории Казанской духовной семинарии, в своём сообщении «Церковно-историческая школа в контексте развития Казанской духовной академии» представил чрезвычайно интересные данные о развитии изучения и преподавания церковной истории в стенах Казанской духовной академии. Отец Дмитрий показал как преподаваемые дисциплины воспринимались студентами и какое место в историографии занимают труды дореволюционных казанских историков.
Доклады старшего преподавателя кафедры Церковной истории МДА К. А. Черепенникова, соискателя СПбДА свящ. Николая Антипенко и аспиранта II курса СПбДА свящ. Владислава Алякина были посвящены личностям и трудам отдельных наставников дореволюционных духовных академий.
Отец Николай сделал сообщение «Проблемы образования в трудах профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Сергия Соллертинского». Выступающий осветил взгляды прот. Сергия Соллертинского на проблему наказания в рамках воспитания. Свящ. Николай подчеркнул, что не смотря на сложность языка, это произведение имеет большое значение как одно из первых, осмысляющих наказание как положительное, хотя и требующее серьёзного контроля, явление.
К. А. Черепенников представил портрет знаменитого историка проф. В. О. Ключевского с точки зрения студентов и коллег-преподавателей в докладе «В. О. Ключевский как педагог и наставник по воспоминаниям студентов и преподавателей Московской духовной академии». Автор отметил, как знаменитый историк положительно влиял на атмосферу в коллективе преподавателей МДА.
Отец Владислав в своём выступлении обратился к международной проблематике в истории духовного образования. Его сообщение «Профессор Иван Саввич Пальмов как попечитель балканских студентов, обучавшихся в Санкт-Петербургской духовной академии в конце XIX – начале XX вв.» раскрывало особенности пребывания иностранных студентов из православных славянских стран в СПбДА и роли проф. И. С. Пальмова в их жизни, образовании и воспитании.
Сообщения, озвученные на круглом столе, вызвали неподдельный интерес среди участников. После каждого выступления происходил обмен мнениями по поднятому вопросу. Обсуждение проходило в тёплой и дружелюбной обстановке. Участники круглого стола признали опыт проведения подобных встреч полезным и выразили надежду на продолжение работы в выбранном формате.