С 20 по 24 ноября на базе Института этнологии и антропологии РАН состоялась ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», где приняли участие два студента аспирантуры Московской Духовной академии.
Доклад Ващаева Василия Петровича, аспиранта I года обучения был посвящён теме: Католическое богословие иконы: мемористический принцип восприятия и современность.
Тезисом выступления стало положение о том, что исторически сложившееся католическое богословие иконы оказалось по большей части чуждо мистическому опыту восточного виденья образа, заменив его педагогическим подходом и мемористическим принципом — восприятием иконы как объекта, оказывающего на память определенное воздействие, побуждающее человека к размышлению о священном, и духовной работе над собой.
Доклад Шеманаева Кирилла Антоновича, ассистента и методиста кафедры Церковной истории и аспиранта III года обучения был посвящен теме: Синкретизм верований народов Латинской Америки и Католической веры: история и современное состояние.
Основным тезисом выступления стали историческое развитие синкретических верований на территории стран Латинской Америки и возможным способам установить, где в синкретических религиозных культах, таких как Сантерия, Кандомбле, Santa Muerte и др., выделить влияние народных верований, доставшихся латиноамериканцам от индейских и африканских религии, и Католической Церкви.
В XVI веке началась колонизация Нового Света, что привело к исчезновению многих индейских племён, разрушению городов и общественного строя. Вместе с колонизаторами пришли миссионеры, которые начали различными способами обращать местные народы в католическую религию. Христианская религия приобрела на исследуемых территориях свои особенности, смешиваясь с местными верованиями. Повсеместно созидались духовные миссии, монастыри и школы.
Как отметил докладчик, Латинская Америка сегодня ярко демонстрирует, что доминирующая в ней католическая вера в своем догматическом варианте все меньше находит отклик в сердцах верующих. Население начинает все больше обращать внимание на более либеральные варианты христианства, а также нехристианские религиозные традиции. Их адепты на уровне религиозного сознания воспринимают эклектические религиозные нормы, которые всё больше приобретают форму догматов.