Сегодня вниманию студентов I курса магистратуры профиля «История христианства в новейший период» на площадке Сергиево-Посадского музея заповедника «Конный двор» был предложен фильм «Сербская принцесса Анна Якшич».
Картина является конкурсным фильмом XXVII международного фестиваля медийного творчества «Братина». Режиссер и сценарист фильма Ранка Якшич. Если мы обратимся к истории или посмотрим фильм о сербской принцессе, предложенный нам сегодня, то узнаем, что Анна Якшич происходила из дворянского рода воинов Сербии. Стала женой князя Василия Глинского (Тёмного), будущего деда Ивана IV по материнской линии. В браке князя Василия и сербской принцессы Анны родилась дочь Елена — мать Ивана Грозного. Она была второй женой государя всея Руси Василия III. В трёхлетнем возрасте будущий царь потерял отца. Иван IV стал правителем Руси, но так как был ещё мал, то регентом выступала его мать Елена Глинская.
В Москве Анна Якшич-Глинская находилась рядом с дочерью. Когда Елена Глинская сделалась правительницей, должна была возрасти и роль Анны. А после смерти Елены, когда Ивану было 8 лет, Анна Якшич была в числе немногих близких родственников Ивана IV, остававшихся при нём в детские годы. Есть мнение, что именно бабка фактически воспитала Ивана и его глухонемого брата Юрия. После венчания на царство Иван IV выделил Анне и прочим Глинским в удельное владение обширные земли. Происхождение от Якшичей и Глинских, по-видимому, повлияло на черты характера царя Ивана. Об образе жизни Анны в Москве известий не сохранилось. Возможно, умолчания московских письменных источников об Анне (и о Глинских в целом) объясняются теми правками летописей, которые были предприняты после свержения Глинских их неприятелями из числа боярской знати.
В фильме демонстрировалась информация, касающаяся того, что отношение царя к каким-либо делегациям со стороны Сербии было благосклонным и добродушным. Например, монахи или священнослужители, приезжавшие на Русь за материальной помощью, всегда принимались с почётом и доброжелательностью, и царь финансово помогал просящим. В Успенском соборе Московского Кремля, в кафедральном храме столицы, где венчался на царство Иван IV, на северо-западных колоннах, ближе всего расположенных к алтарю, расположены росписи, изображающие сербских святых. Сама принцесса Анна Якшич, будучи сербкой по национальности, приняла великое Русское государство как родное. Старалась участвовать в жизни Руси и сохранить её от каких-либо бед, напастей и невзгод. В 1547 году 17-летний Иван IV решил выбрать себе невесту. Именно Анна Якшич привела на смотрины к внуку красавицу Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву. Она оценила не только эффектную внешность девушки, но и заслуги её дяди, который служил при Иване IV, когда тот был ещё ребёнком. В последние годы своей жизни Анна Якшич приняла постриг с именем Анисья.
После просмотра фильма во время обсуждения студент Георгий Сон отметил, что в настоящее время, когда политические силы стремятся внести раздор между отношениями Православных народов, очень важно помнить историю многовековой братской дружбы православных славянских народов.
Студент Субтельный Иван: «На мой взгляд фильм достаточно интересный и познавательный. Действительно стоит потраченного времени. Не многие люди, изучающие отечественную историю, задумываются о том, как наше государство стало великим. Представители каких государств стояли «за спинкой трона» и помогали решать проблемы, выпавшие как на долю правителей, так и на жизнь государства в целом. Почему сербам была интересна политика и жизнь нашего государства, и из каких побуждений они решили помочь в тот или иной период времени? Я думаю, что, рассуждая над этими вопросами, можно узнать много интересного».
Студент Шевцов Максим: «Этот фильм, у тех, кто только начинает погружаться в мир истории, разрешает самые насущные вопросы в сфере генеалогии и иконописи. Благодаря ему, зрители с легкость смогли уяснить для себя особенности и сплетения родословной нити «Рюриков» и узнать множество интересных фактов росписи стен главнейших храмов Московского Кремля. Не без внимание остается новое восприятие своих собратьев по вере, с которыми мы связаны не только через Кафолическую Церковь, но и через родословную наших предводителей».